Влияние художественной литературы на развитие умственных способностей: выводы ученых

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Есть ли повод говорить о значительном влиянии художественной литературы на развитие умственных способностей? Попробуем ответить на этот неоднозначный вопрос.

Чтение литературы — упражнение для мозга

p02d8mrj-300x169О влиянии художественной литературы на развитие умственных способностей свидетельствуют недавние исследования ученых из Великобритании. Оксфордские ученые во главе с Натали Филипс решили выяснить истинное значение пользы от литературы. Профессора заинтересовало, есть ли в чтении существенная польза для умственных способностей, если не учитывать непосредственное получение информации, содержащейся в произведении.

В процессе эксперимента ученые поместили участников исследования в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин «Мэнсфилд Парк», текст которого проектировался на монитор в середине камер.

Участников эксперимента попросили читать двумя способами:

  • чтение текста с целью удовлетворения;
  • чтение текста с подробным анализом его содержания. При этом участникам нужно было увить, что они готовятся к сложному экзамену.

Аппарат МРТ позволил ученым наблюдать за циркуляцией крови в мозге испытуемых в процессе чтения.

Благодаря этому оказалось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому чтению, в мозге человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровоснабжения. В зависимости от способа прочтения книги человеческий организм включает различные механизмы, которые позволяют тренировать познавательные способности мозга.

При этом каждый вид нервной нагрузки приносит свою пользу для человеческого мышления. При чтении включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, а в мозгу начинают работать те зоны, которые обычно не задействованы. Интересно, что этот эффект не возникает при просмотре фильмов или в процессе компьютерной игры.

Почему полезно читать фантастику?

Что интересно, исследователи рекомендуют выбирать для чтения фантастическую литературу, поскольку она больше развивает воображение и мышление.

Профессор космологии и астофизикы Кембриджа Мартин Рис утверждает, что постоянно советует своим студентам читать фантастику, а не второстепенную научную литературу. По его мнению, это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова.

Исследование нейробилологив и чтения

В последнее время изучать влияние художественной литературы на развитие умственных способностей начали нейробилогы. Последние результаты исследований в этой области опубликованы в журнале Cortex под заголовком «Нейронные основы начитанности и ее пользу для познавательных способностей» Группа исследователей под руководством Норин ОьCалливан решили найти объяснение факта, почему чтение может приносить пользу «умственном здоровью».

Ученые утверждают, что чтение сложной литературы, в том числе, поэзии, требует остроты умственного восприятия, чтобы замечать множественные смыслы и значения в произведении. А это, в свою очередь, помогает принимать более гибкие и правильные решения в жизни.

Чтобы проверить свою теорию, ученые набрали группу из 24 студентов, изучавших английский литературу. Испытуемым предложили во время магнитно-резонансной томографии головного мозга прочитать 48 четверостишия, а потом подумать над их содержанием.

В результате оказалось, что чтение поэзии ученые повышает активность в некоторых участках лобной коры, а также в височной области мозга (у ушей). Эти участки отвечают за язык, память, эмоции и другие функции.

Таким образом, ОьCалливан и ее команда пришли к выводу, что литературная начитанность непосредственно влияет на способность мыслить гибко.

Влияние художественной литературы на развитие умственных способностей: сонеты Шекспира

Ученым из Ливерпульского университета удалось выявить и объяснить повышение активности мозга при чтении шекспировских пьес. По их мнению, драматург пользовался особым лингвистическим методом — так называемым функциональным сдвигом, при котором, например, существительное воспринимается как глагол.

Влияние художественной литературы на развитие умственных способностей: выводы ученых

Пытаясь понять, что хотел сказать автор, в головном мозге человека происходит «взрыв», который активизирует мышление. Объясняя причины такого влияния Шекспирвських произведений на мозг, профессор факультета английского языка Ливерпульского университета Филипп Дэвид приводит следующий пример. Читая фразу «he godded me '» ( «он обожает меня») из трагедии «Кориолан», английский читатель пытается составить целостную картину из отдельных фрагментов структурной головоломки — иными словами, составляет «литературный пазл», поскольку слово God (Бог) очень редко используется в качестве сказуемого.

Итак, можем говорить о весомом положительное влияние художественной литературы на развитие умственных способностей. Не зря говорят, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, которые читают. А если не знаете, что почитать сегодня, то можем посоветовать вам

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Похожие статьи